Эклектика

всё для творческих людей

Религиозные и светские праздники

Август1

Религиозные и светские праздники

prasdnik

В связи с тем, что люди в последнее время всё чаще и чаще стали обращаться к вере наших предков - православию, то больным вопросом для многих становится сейчас вопрос -  как относиться к светским праздникам?

И,  действительно, каково человеку, выросшему на диалектических принципах социализма и коммунизма, всю свою сознательную жизнь отмечающему "Новый Год" и "8 Марта" с "23 февраля", вдруг осознать, что всё, что вносило радость и счастье в его дом имеет в своей основе очень недобрый подтекст. Одним трудно сразу отказаться от своего пошлого, а другие с радостью "пинают" и "порочат" всё, что раньше приветствовали... Так как же быть в сложившейся ситуации? Как относиться к светским праздникам православному человеку?

Этот вопрос очень остро стоит до сих пор и в нашей семье, поэтому я долго пыталась найти ответ. И вот в одной из книг священника Ильи Шугаева я натолкнулась на статью, которая так и называется  "Как относиться к светским праздникам?". Содержание этой статьи настолько разложило по полочкам все мои мысли в голове на этот счёт, что я решила поделиться ею с вами.

"Как относиться к светским праздникам?" (священник И. Шугаев)

В советское время при господстве коммунистической идеи создавалась своя система светских праздников, поскольку человек так устроен Богом, что ему нужны святые, святыни и священные дни. И создавалась эта система праздников именно в противовес церковным праздникам.

Православный люд, чувствуя это, конечно же, настороженно и неодобрительно относился к этим светским праздникам, тем более проникнутым коммунистическими идеями. На некоторые праздники уже сам церковный люд отвечал созданием своих праздников. Например, в современном церковном сознании утвердилось мнение, что день жён- мироносиц - это православный женский день.

Но такой смысл появился только в советское время, как реакция на "8-е марта". Раньше же это был праздник всех, кто остался верным в своём служении, даже во время самых больших искушений. И тут Церковь вспоминает не только жён-мироносиц, но и Иосифа Аримафейского и Никодима.

Сейчас, после краха коммунистической идеи, само государство пытается переосмыслить многие праздники, хотя это делается не всегда удачно. У светских праздников сейчас уже нет антицерковной направленности.

Поэтому в настоящий момент для православного христианина совсем неприемлемы только откровенно безбожные или прямо сатанинские праздники (Хеллоуин и т. п.). Неприемлемы и осудительны с точки зрения христианской морали праздники, которые ведут к распущенности нравов, например, день святого Валентина или Масленица, трактуемая как широкая народная гулянка без всякой нравственной идеи.

Но христиане, как часть своего народа, не должны с презрением относиться к тем праздникам, которые вполне согласуются с православной нравственностью или хотя бы не противоречат ей. Например. праздник 8 марта, несмотря на коммунистическое прошлое, может быть вполне принят православным христианином. если он осмысливается не как праздник равенства женщины по отношению к мужчине. а праздник, воспевающий истинную женственность.

 Этот праздник может быть использован родителями для воспитания в детях уважения к роли женщины в семье, как к жене и матери. Можно рассказать мальчикам, что они должны нежно относиться к девочкам, поскольку это их будущие жёны и матери их детей, а девочкам рассказать о том, что они должны себя готовить к этой роли, и только тогда они по-настоящему заслужат к себе любовь и уважение мужчин.

Опасно настраивать ребёнка против этого праздника, поскольку он широко празднуется в школах. Ребёнку нелегко будет идти на конфликт с учителями и своими друзьями, особенно если праздник правильно осмыслен и правильно преподносится ребёнку в школе. Родителям в данном случае правильнее вязаться с классным руководителем или со школьным руководством, чтобы помочь в проведении этого праздника в правильном русле.

Подобным образом можно поступить и в день 23 февраля.

Этот путь признания некоторых светских праздников традиционен для Церкви, которая и в древности шла по пути "воцерковления" языческих обычаев - путём наполнения их новым, христианским смыслом. Например, Рождество Христово отделилось в IV веке от праздника Богоявления и стало праздноваться в языческий праздник дня солнца, но при этом христиане понимали, что они поклоняются истинному Солнцу Правды - Христу.

Перед многими православными семьями стоит вопрос: праздновать ли в семье светский праздник?

Церковь и раньше, до революции, часто участвовала в светских праздниках, освящая своей молитвой события гражданской жизни общества. Например, в Требнике приводится чинопоследование молебна на Новый год, в котором Церковь благодарит Бога за прошедший год и молится о помощи в будущем. Поэтому и сейчас подобные молебны совершаются в храмах, и хорошо, если православная семья участвует в молитве о своей стране и своём народе.

Хорошо, если православная семья отметит День Победы 9 мая, например, участвуя в благодарственном молебне и панихиде о вождях и воинах, погибших на поле брани. Такое молитвенное участие в празднике возможно и в том случае, если этот день приходится на Великий пост.

С другой стороны, православная семья может просто не праздновать светские праздники, которые не несут никакой высокой нравственной идеи с точки зрения христианства. При этом только важно помнить, что не стоит осуждать , особенно при детях из других семей, которые празднуют их.

Например, православная семья может не праздновать Новый год, перенося всё торжество на Рождество Христово. Новый год приходится на последние дни Рождественского поста, поэтому если в семье строго соблюдается всеми (!) членами пост, то празднование Нового года может ограничиться только участием в молебне на Новый год, а само семейное  торжество совершаться только в Рождество, после службы в храме и окончания поста.

Если в семье возникают разногласия по поводу праздника, когда, например, кто-то из членов семьи нецерковный человек и для него важнее Новый год, чем Рождество Христово, то в таком случае церковной стороне лучше помнить, что раздор в семье принесёт гораздо больше вреда, чем попытка сохранить строгость поста. В такой ситуации лучше найти компромиссное решение: семья собирается за новогодним столом, который будет включать как постные (для церковной стороны), так и непостные блюда (для нецерковной стороны).

В православной семье должны царить мир и любовь, поэтому давайте будем придерживаться слов апостола Павла и всегда помнить, что худой мир лучше доброй ссоры...

послание апостола Павла

 

автор опубликовано в рубрике воспитание детей, православие | 4 коммент. »    
4 коммент. to

“Религиозные и светские праздники”

  1. Сентябрь 6th, 2013 at 8:40 дп      Ответить Ольга Says:

    Интересная статья! Отправлю по соцсетям, пусть все читают!


    • Сентябрь 6th, 2013 at 9:22 дп      Ответить admin Says:

      Спасибо, Ольга. Очень немногие люди по-настоящему интересуются сейчас этой тематикой. И мне очень приятно видеть неравнодушного человека у себя в гостях.


  2. Сентябрь 9th, 2015 at 1:36 пп      Ответить атеист Says:

    Вы замечали, как православные любят все целовать? Кресты, руки бородатым людям, дощечки с картинками, останки трупов, стены, пни и т.д.
    Но целоваться людям, скажем, в парке или просто на улице — это стыд и срам. Странно все это….


Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Судак

banner

ivph