Эклектика

всё для творческих людей

«Последний из могикан»

Июль5

 

Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Седов

Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Седов

Однажды в 2004 году, при прохождении  курсов повышения квалификации в Нижегородской консерватории со мной произошёл смешной случай... Я получила свидетельство об окончании курсов, где наряду с различными записями стояло название моей профессии - музыкант. Ну, я на радости показала эту бумажку своей старой знакомой. Каково же было моё удивление, когда в ответ я услышала следующее: " А разве вокалисты - это музыканты? Вот уж не знала!"  И сейчас,вспоминая эти слова, сказанные с детской непосредственностью, мне хочется во всеуслышание заявить:" Да, вокалист - это музыкант, причём музыкант с большой буквы!"      Так уж получилось, что за свою жизнь мне пришлось примерить на себя несколько музыкальных специальностей и, теперь могу с уверенностью сказать, что сложнее поприща вокалиста в музыкальном мире просто нет. Речь идёт, конечно, о настоящих певцах, к разряду которых относится и герой  моего рассказа  - Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный Артист Бурятии, профессор, заведующий кафедрой сольного пения Нижегородской консерватории им. М.И.Глинки Андрей Михайлович Седов.

Человеческий голос - уникальный музыкальный инструмент. Если пианист может выбрать себе рояль, скрипач сменить не понравившуюся скрипку, то голос, данный Богом, нельзя выбрать, заменить или обновить. Красивый певческий голос - особый дар природы...Это дар и бремя - бремя ответственности за сохранность уникального музыкального инструмента, за способность служить искусству. Но намного сложнее тому, кто воспитывает и обучает певца. Быть певцом и обучать пению - разные профессии и, редко кому удаётся их совместить. Герой настоящего рассказа совмещает эти профессии с самого начала профессиональной певческой карьеры... Итак, речь идёт о Заслуженном деятеле искусств России, Заслуженном артисте Бурятии, заведующем  вокальным  факультетом, профессоре  Нижегородской консерватории Андрее Михайловиче Седове.

М.С. Нароваткин

Андрей Михайлович Седов родился в           городе Саратов.  Его отец - Михаил Ильич - работал зоотехником, мать - Антонина Михайловна - была биологом, обладала красивым меццо-сопрано, пела в университетской самодеятельности. Человеком, близким к музыке, был его дед, который прошёл путь от псаломщика до священника церкви Святого Сошествия в Саратове. Дед имел хороший голос (баритон), и многие люди приходили в церковь на службы специально послушать его пение.

Родители профессора ННГК им. Глинки А.М. Седова

Первые музыкально-сценические опыты А.М.Седова были весьма удачны. Став лауреатом Саратовского областного конкурса художественной самодеятельности, он получил возможность выступить на сцене оперного театра. Ярким впечатлением детства  Андрея был спектакль саратовского Дворца пионеров опера А.Котилко "Сказка о мёртвой царевне", где юному певцу было поручено сразу две роли: Царя и Ветра.

В юности Андрей Михайлович мечтал стать военным моряком. Дважды поступал в военно-морские подготовительные училища в Баку и в Горьком, но по состоянию здоровья не был принят.

А.М. Седов

 После окончания школы он поступил одновременно на исторический факультет Ленинградского университета и на вокальное отделение музыкального училища. Родители, понимая, как трудно их сыну определиться в выборе пути, приняли решение быть с ним рядом и переехали в северную столицу. Его незаурядные способности заметил известный оперный артист и выдающийся педагог Е.Г.Ольховский (1888-1972).

Сам Е.Г.Ольховский - ученик известного педагога Е.К.Рядного, который в свою очередь занимался пением под руководством знаменитого Камилло Эверарди. Свою оперную карьеру Е.Г.Ольховский начал в 1913 году в Одесском оперном театре в качестве ведущего лирического баритона. В 1918 году был принят в труппу бывшего Мариинского театра, на сцене которого, а также Малого оперного театра прослужил 30 лет. В 1948 году был приглашён в Ленинградскую консерваторию на должность декана вокального факультета. Его класс окончили многие известные певцы: народный артист СССР В.Гринченко, народный артист РСФСР Ю. Марусин, К.Плужников, В.Копылов, Э.Хиль, заслуженный артист РСФСР О.Ярошенко и др. Под его руководством окончил аспирантуру и защитил диссертацию выдающийся педагог, профессор Ленинградской, Ташкентской и Нижегородской консерваторий, заслуженный деятель искусств России Ю.А.Барсов.

А.М. Седов

А. Седов был одним из первых ( и самых любимых ) учеников Е.Г.Ольховского. Оценив природное дарование юноши, уже после первого курса муз.училища Е.Г.Ольховский посоветовал ему поступать в консерваторию. Для начинающего певца это было неожиданным ( но таким желанным!) предложением, вдохновившим его на серьёзную профессиональную работу. Он оставляет университет ( не оправдавший его желание заниматься историей искусств, а не общей историей) и делает решительный шаг навстречу музыке.

А.М. Седов

В личном архиве Андрея Михайловича хранятся ноты, подаренные Ольховским. Все они подписаны рукой профессора. Среди надписей есть и такая: " Андрею Седову - певцу - больших возможностей в день " боевого крещения" в оперном спектакле...".

Поступив в Ленинградскую консерваторию, Андрей Седов продолжил обучение в классе профессора У.Г.Ольховского. Камерное пение вела Зоя Петровна Лодий - потомственный музыкант ( её дед был близким другом М.И.Глинки, одним из первых исполнителей партии Собинина в опере " Жизнь за царя"), опытнейший педагог, владеющий технологией вокала и тайнами актёрского мастерства. Она была одной из выдающихся певиц первой половины 20 века, сыгравшая значительную роль в пропаганде и развитии камерно-вокального исполнительства. По её инициативе в Московской и

А.М. Седов

Ленинградской консерваториях в конце 20-х годов были открыты классы камерного пения. Многие годы (до начала войны) она ездила для преподавания из Ленинграда в Москву. Кстати, в Московской консерватории концертмейстером в её классе была Б.С.Маранц.

Андрей Михайлович бережно хранит книгу К.Станиславского " Работа актёра над собой" с дарственной надписью З.П.Лодий: "В нашем чудесном камерном искусстве есть удивительные оазисы, полные длительной целостности и гармонии чувств. Это циклы. Их немного. Подходить к ним надо с ясной мыслью и трепетным сердцем, с огромной любовью к творчеству. Все эти качества, мой дорогой Андрей, ты раскрыл в своём исполнении и дал мне много радости. Перед тобой лежит большой прекрасный путь, где наряду с оперным творчеством ты будешь создавать и в камерном исполнении свои образы - как это было в Шуберте. Обнимаю тебя".

Уже  в студенческие годы (со второго курса) А.М.Седов начинает работать в оперной студии Ленинградской консерватории, где исполнил десять партий ( среди них - Фигаро, Онегин, Елецкий). Одновременно он ярко проявил себя и как камерный певец, исполнявший песенные циклы Шуберта. Позднее к ним добавятся вокальные циклы Шумана, Брамса, Малера.

Хрупка природа певческого голоса... Молодой певец, выпускник консерватории, обладающий незаурядными данными и уже имеющий свою слушательскую аудиторию в Ленинграде, вынужден был по состоянию здоровья переехать в регион с менее влажным климатом.

А.М.Седов

 В театре оперы и балета города    Новосибирск началась новая страница творческой биографии Андрея Михайловича. Новосибирский театр в 50-е годы был одним из лучших среди периферийных оперных театров. Главным дирижёром был прекрасный музыкант М.А.Бухбиндер, главным режиссёром - талантливый постановщик Р.И.Тихомиров - оба воспитанники Ленинградской консерватории. Многие ведущие солисты тоже были ленинградцами: Л.В.Мясникова -великолепная певица и актриса, В.П.Арканов - очень выразительный актёр, тенор В.И.Сорочинский - превосходный Герман, Л.И.Петров - талантливый исполнитель многих баритоновых партий. Таким образом, молодой певец пришёл в оперный театр высокой музыкальной и сценической культуры.

А.М. Седов

Первой партией, с которой А.Седов выступил на сцене Новосибирска, была роль Фигаро в опере Россини "Севильский цирюльник". Успешный дебют позволил молодому артисту занять ведущее положение в театре. За Фигаро последовали: Олег Кошевой в "Молодой гвардии" Мейтуса (эту партию он пел на сцене Большого театра во время гастролей Новосибирской оперы в Москве в 1955 году), Роберт, Онегин и Елецкий в операх Чайковского, Веденецкий гость в "Садко" Римского-Корсакова, Жермон в "Травиате" Верди, Валентин в "Фаусте" Гуно и др.

А.М. Седов

Вот что было написано в журнале "Советская музыка" об исполнении Андреем Седовым партии Валентина: "...В спектакле "Фауст" (Новосибирский театр) меня поразил А.Седов в партии Валентина. Давно не приходилось видеть такого молодого, темпераментного, полного живой непосредственности брата Маргариты, Именно брата , а не "традиционного" - дидактически-ходульного "дядюшку-опекуна".

А.М. Седов

Но так ярко начавшаяся творческая работа в Новосибирской опере в конце третьего сезона неожиданно прервалась в связи со скоропостижной смертью мамы А.М.Седова. По просьбе отца он вернулся в Ленинград. Там начал работать в родной для него оперной студии консерватории, одновременно был приглашён на роль Павла Власова в опере Т.Хренникова "Мать", которую ставил Кировский театр. Но опять ленинградский климат нарушил интересные перспективы: снова - не прекращавшиеся простудные заболевания.

А.М. Седов

Друзья по совместной учёбе приглашают А.Седова в качестве ведущего баритона в Бурятский театр оперы и балета города Улан-Удэ. В театре в то время работали известный в стране певец Лхасаран Линховойн, замечательная балерина Лариса Сахьянова, режиссёр Николай Логачёв, дирижёр Владимир Маймескул и некоторые другие.

А.М. Седов

Вот как отреагировала местная пресса на появление нового солиста Бурятской оперы: "...Уже после первого спектакля "Евгений Онегин", где А.Седов спел партию Онегина, было ясно, что в коллективе появился исполнитель партий

А.М. Седов

лирического баритона с хорошими вокальными данными, способный актёр, верно воплощающий на сцене тщательно продуманные как с музыкальной, так и со сценической стороны образы своих героев. Последовавшие за Онегиным роли Фигаро (Россини "Севильский цирюльник"), Жермона ("Травиата" Верди), Роберта ("Иоланта" Чайковсого) подтвердили это. Особо хочется остановиться на Роберте, являющемся, на наш взгляд, наиболее удачной работой Седова...".

А. М. Седов

Кроме партий, исполняемых ранее в Ленинграде и Новосибирске, в репертуаре певца появились: Даба - опера Л.Книппера "На Байкале", Мунко - Д.Аюшеева "Побратимы" (в этой роли А.Седов выступил на сцене Большого театра во время декады Бурятского искусства в Москве в 1959 году), Сильвио и Пролог - Леонкавалло " Паяцы", Меркуцио - Гуно "Ромео и Джульетта" и Шамплесс - Пуччини "Чио-Чио-Сан", Артур - Спадавеккиа "Овод", Демон - Рубинштейна "Демон", Эскамильо - Бизе "Кармен", ди Луна - Верди "Трубадур" и многие другие. Впервые выступил А.Седов в ролях опереточных героев: Баринкай - "Цыганский барон" И.Штрауса и Андрей - "Холопка" Стрельникова.

А.М. Седов со своей женой

Одновременно с работой в театре А.Седов по рекомендации народного артиста СССР Л.Линховойна начинает работу в качестве педагога-вокалиста в Улан-Удэнском музыкальном училище. Пригласив Андрея Михайловича в музыкальное училище, Л.Линховойн передал ему своего ученика В.Ян-Чин-Фана, ныне - В.Буруева, народного артиста России, лауреата государственной премии Бурятии.

Авторитет А.М.Седова настолько возрос, что он был рекомендован на пост ректора созданной при оперном  театре народной консерватории, в которой обучались пению и игре на различных инструментах автомеханики, контролёры ОТК, геологи, рабочие.

А.М. Седов

Любимый публикой, "обласканный" прессой, получивший почётное звание "Заслуженный артист Бурятии", успешно начавший карьеру преподавателя - А.М.Седов стремится совершенствовать своё певческое и педагогическое  мастерство и, осенью 1962 года поступает в заочную аспирантуру Ленинградской консерватории.

Во время учёбы в аспирантуре он много выступает с концертными программами, которые были подготовлены совместно с замечательным музыкантом И.Р.Радиной. В эти же годы А.Седов знакомится с вокально-методическими принципами известного болгарского певца и педагога И.А.Йосифова, который в те годы работал на кафедре сольного пения ЛГК (некоторые упражнения Андрей Михайлович и сегодня применяет в своей педагогической практике).

А.М. Седов

Он возвращается в Новосибирск, где работает одновременно и в оперном и в недавно открытом театре оперетты. В эти годы начинается педагогическая деятельность в Новосибирской консерватории, которая с 1966 года стала основным местом его работы: вначале в качестве преподавателя, затем декана, проректора по научной и учебной работе, заведующего кафедрой сольного пения.

А.М. Седов

В Новосибирской консерватории, основанной в1956 году, в те годы работали такие замечательные музыканты-педагоги (большинство из них были ленинградцами), как ректор А.Н.Котляревский, заведовали кафедрами: теории музыки - Ю.Г.Кон, дирижирования - В.П.Минин, струнных инструментов - А.Амитон, специального фортепиано - И.И.Слоним, народных инструментов - В.А.Подъельский, студенческим симфоническим оркестром руководил А. Кац.

А.М. Седов                                                                                                                                                            В Новосибирской консерватории А.Седов изучает различные методики преподавания пения, в частности его особый интерес вызывает вокальная методика В.Е.Дидковского ( в прошлом - солиста Большого и Кировского театров), его педагогическому методу был посвящён доклад А. Седова на научно-методической конференции, некоторые упражнения он также использует в собственной педагогической практике.

А.М. Седов

Продолжается и активная концертная деятельность. Сольные концерты из произведений русской и зарубежной классики, советских и современных зарубежных авторов. Большое количество концертов с симфоническим оркестром филармонии и оркестром народных инструментов, записи на телевидении и радио, гастроли по городам Сибири.

Пресса внимательно следит за творчеством А.Седова: появляются многочисленные статьи о нём не только в сибирских газетах, но и в центральных журналах "Музыкальная жизнь" и "Советская музыка". Авторы статей единодушно отмечают природную красоту голоса, высокую вокальную культуру, артистическое мастерство и обаяние. Замечена и его

А.М. Седов

профессиональная "пытливость", жажда постижения нового: "Это певец. открытый для самой разной музыки".  Будучи солистом театра, он активно выступал на самых различных сценах - сельских районах Новосибирской области, на Дальнем Востоке, Кузбассе, на Таймыре. В его репертуаре - оперные арии, романсы, массовые песни, произведения новосибирских композиторов.

В подготовке концертных программ большую роль сыграла постоянный партнёр пианистка Е.В.Баранова - ныне профессор, заслуженная артистка России. Вот что было отмечено в газете "Тихоокеанская звезда" в 1975 году во время гастролей А.Седова в Хабаровске: "Главным достоинством артиста является большая музыкальность, мастерство звуковедения, плавная кантилена, точная фразировка, предельно ясная дикция в соединении с одухотворённым произношением слова. Певец трогает и волнует задушевностью, искренностью и теплотой лирического чувства... Каждый романс - это маленький кусочек жизни. И певец живёт этой жизнью - во всём его облике, выражении лица отчётливо проступает характер, содержание исполняемого произведения... Этот концерт лишний раз доказал, как мало в искусстве значит физическая сила голоса и каких поразительных художественных эффектов может добиться артист, обладающий большой музыкальностью, высокой вокальной культурой".

А.М. Седов

Второй период жизни и работы в Новосибирске продолжается до 1976 года. С 1976 года Седов А.М. работает в Горьковской (Нижегородской) консерватории, став в 1978 году бессменным заведующим кафедрой сольного пения (кстати сказать, эта творческая деятельность Андрея Михайловича продолжается и по сей день).

Кафедра - отдельная страница его многогранной деятельности. Приступив к исполнению обязанностей руководителя, А.МСедов сразу же стал предпринимать шаги к созданию в коллективе педагогов, концертмейстеров и студентов  творческой атмосферы, которая способствовала бы интенсивному развитию потенциальных возможностей участников воспитательного процесса. При этом заведующий кафедрой для того, чтобы выявить интересные инициативы педагогов, стремится дать им большую самостоятельность и не оказывать давления.

А.М. Седов

На кафедре была введена практика открытых уроков. Это дало возможность спокойно и доброжелательно обсудить методические установки каждого преподавателя и выяснить те общие принципы, которые объединяют кафедру. Действенную помощь новому заведующему оказал Е.Г.Крестинский, которого Андрей Михайлович характеризует так: "Опытнейший вокальный педагог, прекраснейший музыкант и чрезвычайно доброжелательный человек".

По мнению многих работающих на кафедре сольного пения, особую роль в создании творческой обстановки в коллективе играло довольно редкое качество заведующего: учиться, узнавать новое для себя независимо от того, профессор это, концертмейстер или даже талантливый студент.  Как мудрый и чуткий руководитель, он приглашает на кафедру авторитетных педагогов-вокалистов: С.Б.Яковенко, Ю.А.Барсова, В.И.Васильева. В оперном классе начинает работать известный дирижёр И.Б. Гусман( друг

А.М. Седов

Д.И.Шостаковича и М.Л.Ростроповича), в эти же годы начинается инициативная и увлечённая деятельность главного дирижёра АСО Нижегородской филармонии А.М.Скульского. А.М.Седов приглашает в качестве режиссёров известных артистов В.Т.Степанова, И.Л.Беренова, В.И.Агабабова. С 1980 года на вокальном факультете ставятся дипломные спектакли студентов - "полнометражные" оперы (среди них - "Пиковая дама" Чайковского, "Волшебная флейта" Моцарта, "Травиата" Верди, "Чио-Чио-Сан" Пуччини, "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Любовный напиток" Доницетти, "Каменный гость" Даргомыжского; юношеская опера Моцарта "Бастьен иБастьена" записана на центральном телевидении и несколько раз транслировалась по стране).

В 1980 году среди студентов Горьковской консерватории появились первые лауреаты вокальных конкурсов. С тех пор их количество возрастало ежегодно и в настоящее время число лауреатских и дипломантских званий международных, всесоюзных  и всероссийских конкурсов давно уже более сотни!  В ряде конкурсов победителями являлись сразу несколько нижегородцев. Так, XIII Всесоюзный конкурс им. М.И.Глинки - один из самых сложных - принёс лауреатские звания четырём выпускникам консерватории; I Всероссийский конкурс вокалистов - 3 лауреатских звания и 4 диплома; конкурс Пения в Париже - первую и вторую премии; III Международный конкурс оперных певцов им. Ф.И.Шаляпина принёс басам В.Ванееву Гран-при, П.Данилюку - I премию. "Международный конкурс вокалистов в Большом" дал нижегородцам II и III премии.

А.М. Седов

Следует отметить, что все лауреаты - ученики разных педагогов. Может быть, убедительные успехи вокалистов говорят о том, что, при всём различии методик воспитания певцов, есть общая тенденция, объединяющая педагогов кафедры, которая свидетельствует о рождении нижегородской школы.

1999 год стал своего рода сенсационным: на конкурсе "Bella voce" нижегородские студенты заняли I, II, III места, получили два диплома. И везде, при несомненной одарённости студентов, отмечался высокий уровень преподавания на вокальном факультете ННГК.

Сам Андрей Михайлович подготовил не один десяток певцов, среди которых двое народных,одиннадцать заслуженных артистов, более тридцати лауреатов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, солист Мариинского театра В.Ванеев - лауреат Государственной премии России (данные 2004 года).

Музыкант, имеющий столь богатую биографию, опытный педагог, руководитель кафедры и организатор нижегородских "Вокальных школ-семинаров" - сегодня, как и много лет назад, Андрей Михайлович полон сил, творческой энергии и планов.

А в этом году Андрей Михайлович отмечает 35-летний юбилей заведования кафедрой сольного пения ННГК им.М.И.Глинки. Давайте же все вместе поздравим его с этим знаменательным событием и пожелаем ему МНОГАЯ ЛЕТА!

А.М. Седов

                                                                   

Запись сольного концерта, состоявшегося 26 октября 1976 году в концертном зале Горьковской (Нижегородской) консерватории.

М. И. Глинка " К Молли"

М.Глинка ''Венецианская ночь''

М.Глинка ''Я помню чудное мгновенье''

М.Глинка ''В крови горит огонь желанья''

П.Чайковский ''Нет, только тот, кто знал''

П.Чайковский ''Зачем...''

П.Чайковсий ''Средь мрачных дней''

И.Брамс ''Тоска по милой'' из Богемских песен

И.Брамс ''Твои голубые глаза''

И.Брамс ''Ода Сафо''

И.Брамс ''Воскресное утро''

Ж.Ибер ''Песня Дон-Кихота Дульцинее''

Ж.Ибер ''Песня Дон-Кихота Герцогу''

Ж.Ибер ''Предсмертная песня Дон-Кихота''

 

Поздравляем!

 

автор опубликовано в рубрике вокальная музыка, классическая музыка | 6 коммент. »    
6 коммент. to

“«Последний из могикан»”

  1. Июль 7th, 2013 at 3:38 пп      Ответить admin Says:

    Андрей Михайлович, сердечно поздравляю Вас с тридцатипятилетним юбилеем руководства этой непростой кафедрой. Мне есть чему у Вас поучиться. Вы для меня являетесь примером настоящего руководителя-дипломата. Желаю Вам всегда оставаться таким же энергичным и жизнерадостным человеком.


  2. Сентябрь 6th, 2013 at 8:16 пп      Ответить Эдуард Цанга Says:

    Дорогой мой, любимый, Андрей Михайлович))), поздравляю Вас с этим знаменательным событием!!! Я Вас очень люблю и желаю Вам долгих лет жизни, и чтобы Вы воспитали много талантливых артистов!!!


  3. Сентябрь 8th, 2013 at 6:33 пп      Ответить Мария Давыдова Says:

    Дорогой Андрей Михайлович, поздравляю Вас с этим событием! Хочется поблагодарить Вас, за то, чему вы научили меня за два года обучения у Вас, и за то, чему еще научите!! Таких как Вы больше нет, и не будет! Дай Бог, Вам здоровья, долгих лет жизни и самых самых талантливых студентов!!!


  4. Сентябрь 11th, 2013 at 5:22 дп      Ответить Любовь Says:

    Дорогой и бесконечно уважаемый Андрей Михайлович! Вы — пример для подражания во многом, Ваше обаяние и оптимизм заряжают! Будьте здоровы, благополучны, счастливы еще на долгие годы!
    Любовь Шамшина.


  5. Сентябрь 12th, 2013 at 7:06 дп      Ответить Михаил Says:

    Уважаемый, Андрей Михайлович! Я благодарю судьбу, за то что ,она познакомила меня с Вами .Спасибо за доброе отношение, понимание, теплоту. Поздравляю с юбилеем кафедры. Дай Бог Вам терпения, новых творческих свершений, многие лета. С уважением, профессор Богомольный М. С.


  6. Сентябрь 12th, 2013 at 8:03 пп      Ответить Виктор Компанеев Says:

    Андрей Михайлович,от всей моей души я поздравляю вас с таким Юбилеем!!!
    Мы вас очень ценим и уважаем!
    И через нас уже прольется ваше искусство на Госпожу публику,и через наше пение ,как и в свою очередь-наши ученики будут продолжать ваше и уже и наше общее вокальное дело.
    Живите долго,и нам будет тепло и спокойно!
    Ваш Виктор Компанеев


Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

banner

ivph