Эклектика

всё для творческих людей

Творческий и педагогический путь профессора Ю. А. Барсова

Август18

Путешествуя по просторам нашего необъятного интернета, я поняла, что в нём нет никакой информации о выдающемся человеке, музыкальном деятеле, педагоге-вокалисте, внёсшем огромный вклад в развитие оперной и камерной музыки в нашей стране - Юрии Александровиче Барсове. И сейчас я хочу восстановить несправедливость по отношению к памяти этого замечательного человека... А так как я лично не имела случая близко знать Юрия Александровича, то предоставляю вашему вниманию статью Заслуженного деятеля искусств РФ, Заслуженного Артиста Бурятии, профессора, заведующего кафедрой сольного пения Нижегородской консерватории им. М.И.Глинки Андрея Михайловича Седова.

Творческий и педагогический

путь профессора Ю. А. Барсова

Анализируя то или иное явление или крупную личность, мы невольно пытаемся выяснить корни, благодаря которым это явление или личность состоялись.

Обращаясь к личности Заслуженного деятеля искусств России, кандидата искуствоведения, профессора Нижегородской консерватории, прекрасного педагога- музыканта, замечательного человека Юрия Александровича Барсова, вспомним его корни, которые дали ему жизнь, помогли сделаться тем, кем он стал.

Родители Ю. А. Барсова были высокообразованными людьми. Они оба преподавали в сельской школе;эти школы в Эстонии 20-х, 30-х годов были шестиклассными, и, естественно, требовали от педагога широкой эрудиции, терпения и любви к своему делу, так как один учитель вёл несколько предметов.

Мать профессора Ю. А. Барсова

Мать профессора Ю. А. Барсова

Мама - София Степановна Барсова родилась в семье священника Степана Дмитриевича Ильинского. Окончила епархиальное училище.

Отец профессора Ю. А. Барсова

Отец профессора Ю. А. Барсова

Отец - Александр Васильевич Барсов, вероятно окончил семинарию (учительскую или духовную). Они поженились в 1917 году и жили в Печёрском уезде, где преподавали в одной школе и в здании школы квартировали. Школа находилась в отдалении от деревни в живописном месте. Позднее Александр Васильевич и София Степановна купили небольшой домик и приобрели немного земли.

Дом находился в деревне, которая называлась Русский бор. Место было очаровательное: за садом протекала небольшая речка, на берегу которой стояла банька, за речкой - поле, горка, засеянная гречкой. В речушке дети ловили рыбу (из-под коряг руками таскали налимов). Зимой с отцом ходили на охоту. В хозяйстве была корова Вознесеха и лошадь Шурка. В деревне жили до 1937 года, а потом для обучения детей в гимназии переселились в город.

А. В. Барсов был энтузиастом музыкального воспитания и образования. Он организовал хор и оркестр народных инструментов, который любовно называл "Ручеёк". Вместе с женой Софьей Степановной ставили с детьми пьесы, устраивали любительские концерты и спектакли. У А. В. Барсова был хороший голос, и когда начали ограничивать возможность супругам работать в одной школе, он стал служить дьяконом в храме.

Юрий Александрович Барсов родился в 1926 году и был третьим ребёнком после брата Льва и сестры Киры. Детские годы его прошли в деревенской тиши в обстановке любви к детям. Вокруг звучала музыка, к которой он приобщился довольно рано. Начал он с игры на домре в оркестре отца, а затем освоил все инструменты оркестра. Музицировали и дома: пели песни, романсы, брат Лёва играл на гитаре.

Русская интеллигенция организовала в Эстонии "Дни русского просвещения". Культурная жизнь кипела: ставились спектакли, устраивали гулянья, выступали хоры, оркестр, читались стихи. В Русском бору и окрестных деревнях душой всего этого были супруги Барсовы.

Переехав из деревни в небольшой городок Печёры (по эстонски Петсери), расположенный у стен древнего Печёрского монастыря, Александр Васильевич и Софья Степановна Барсовы энергично включились в культурную жизнь этого славного русского города. Барсов очень скоро завоевал уважение местных любителей музыки своей разносторонней одарённостью и организаторскими способностями. Эти качества помогли ему в 1939 году стать очень заметной фигурой II Певческого праздника - Всегосударственного слёта русских хоров в Эстонии, который проводился 1-2 июля 1939 г. в Печёрах. А. В. Барсов состоял членом комитета слёта, одновременно являлся инструктором, руководил хором и оркестром русских народных инструментов. Кстати, двоюродный брат Александра Васильевича - Иван Дмитриевич Барсов - также был инструктором слёта и дирижировал хором в заключительном концерте Праздника. А солистом-запевалой был знаменитый русский тенор Дмитрий Смирнов, специально приехавший в Печёры из Парижа.

Этот праздник был настолько значительным явлением, что приветствия в его адрес прислали известный русский писатель Б. Зайцев, композитор Александр Гречанинов, политик П. Струве, упоминающийся выше Д. Смирнов. Наконец, Певческому празднику был посвящён целый журнал "II-й Русский Певческий праздник в Эстонии", на страницах которого в числе прочих есть фотографии А. В. и И. Д. Барсовых.

Становится очевидным, откуда у Юрия Александровича глубокая эрудиция в вопросах музыкального и общекультурного образования, широта взглядов на искусство и литературу, прекрасные слуховые данные и певческий голос. Всё это имеет мощные корни.

Вокальное образование Ю. А. Барсов начал в 1949 году в Таллинской консерватории в классе замечательного оперного певца, выдающегося педагога, народного артиста ЭССР, профессора А.К. Ардера и одновременно посещал занятия по теории музыки и композиции в музыкальном учи, лище.

Яркая музыкальная одарённость и недюжинные педагогические способности Ю. Барсова позволили профессору Ардеру предложить ему - ещё студенту - работу ассистента в своём классе. Так началась педагогическая деятельность будущего замечательного педагога-музыканта, принёсшая славу не только ему, но и отечественному вокальному искусству.

В 1954 году Ю. А. Барсов оканчивает Таллинскую консерваторию и продолжает преподавать сольное пение в музыкальном училище и в своём родном вузе. Среди учеников Ю. Барсова периода учёбы и работы в Таллинской консерватории (совместный труд с профессором А. Ардером) Харольд Лейкон, будущие народные и заслуженные артисты Арнэ Микк, Юри Пярг, Тийт Тролла и др. (ещё 6 профессиональных певцов).

В 1957 году Ю. Барсов поступает в аспирантуру Ленинградской консерватории в класс известного оперного артиста и прекрасного педагога, засл. арт. РСФСР, профессора Е. Г. Ольховского. После окончания аспирантуры он начинает работать на кафедре старейшей русской консерватории. В 1967 году Ю. Барсов успешно защищает кандидатскую диссертацию и вскоре ему поручают возглавить кафедру сольного пения Ленинградской консерватории, где он работает до 1977 года.

Профессор Ю. А. Барсов с выдающимся русским тенором С. Я. Лемешевым

Ю. А. Барсов вспоминал: "Ленинград предоставил мне возможность видеть и слышать не только лучших отечественных и зарубежных певцов, но и дирижёров, симфонические оркестры, пианистов, скрипачей. Это большая школа. На кафедре ощущались вековые традиции, идущие от К. Эверарди и Г. Ниссен-Саломан. Это и постоянное общение со многими зарубежными профессорами Румынии, Болгарии, ГДР, Чехословакии, общение в течение 20 лет со всеми вокальными кафедрами РСФСР (как заместитель председателя методического совета Министерства культуры Российской Федерации), ознакомительные поездки за рубеж, работа по обследованию вокальных кафедр Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Вильнюсской государственной консерватории, института искусств (Фрунзе) и др."

Ленинградскую консерваторию в классе Ю. Барсова окончило 22 человека. Среди них лауреаты многих международных конкурсов, лауреаты Государственных премий СССР, народные артисты РСФСР: певец международного класса Сергей Лейферкус; нар. арт. РСФСР, лауреат международного конкурса, солист Мариинского театра Константин Плужников (совместно с проф. Е. Ольховским); лауреат международного конкурса им. Р. Шумана (1-я премия) Борис Марешкин; нар. арт. Бурятии, засл. арт. РСФСР Борис Петюк; засл. арт. УССР Сергей Дубровин; засл. арт. РСФСР Владимир Васильев и др.

С 1977 года по 1988 год профессор Ю. Барсов возглавлял кафедру сольного пения Ташкентской консерватории. За эти годы его класс окончили 18 человек, из них 14 стали лауреатами и дипломантами Международных, Всесоюзных, Всероссийских и Республиканских конкурсов! Среди них певец международного класса, лауреат международных, Всесоюзного и Республиканского конкурсов Александр Анисимов.

С 1988 по июнь 1995 года Ю.А. Барсов - профессор Нижегородской консерватории. За это время его класс окончили 9 вокалистов. Среди них - дипломант и лауреат Международного конкурса им. Ф. Шаляпина (1-я пр.) и в Барселоне (3-я пр.), Всероссийского конкурса вокалистов (1-я пр.) Павел Данилюк.

Авторитет профессора, педагога-вокалиста Ю. Барсова как воспитателя замечательных артистов-профессионалов привлекает к нему не только творческую молодёжь, но и видных мастеров оперного искусства и опытных педагогов. Тому подтверждение - стажировка под руководством профессора Ю. Барсова нар. арт. СССР, профессора В. Г. Егудина, нар. арт. РСФСР, профессора И. П. Семёнова, норвежского певца Ю. Н. Роар Вьёрквольда, доцентов Н. И. Курлапова, П. П. Чернова и др.

Юрий Александрович вёл активную творческую жизнь. Он был прекрасным педагогом, занимался большой научно-исследовательской работой. Регулярно выступал с интересными докладами на вокально-методических конференциях (Киев, Кишинёв, Москва, Минск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Санкт-Петербург, Тбилиси и др.), давал открытые уроки и мастер-классы. Приглашался в качестве председателя ГЭК в Таллинскую, Новосибирскую, Тбилисскую консерватории, Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кино и др.; выступал в качестве официального оппонента по защите диссертаций на заседаниях учёных советов Московской, Санкт-Петербургской и Тбилисской консерваторий.XV Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки Принимал активное участие в работе жюри различных конкурсов вокалистов: им. М. И. Глинки (Кишинёв, Тбилиси, Смоленск), "Янтарный соловей" (Калининград 1994), имени Георга Отса (Таллин) и др. Выезжал с методической помощью во многие музыкальные учебные заведения страны и за рубеж.

Долгие годы Барсов был членом Научно-методического Совета по вокальному образованию при Министерстве культуры Российской Федерации; входил в Союз театральных деятелей России; являлся членом совета Межрегиональной ассоциации педагогов вокального искусства. Неоднократно принимал участие в работе аттестационной комиссии по проверке работы музыкальных вузов.

Ю. А. Барсов проводил много мастер-классов и не только на родине, но и за рубежом. На последнем, в Англии (1993г.), профессор работал над исполнением произведений русских композиторов с вокалистами из Австрии, Австралии, Англии, Дании, Канады, Польши, Новой Зеландии, США. Его ждали для проведения мастер-класса  в Вене в июле 1995 года, но внезапная кончина прервала деятельность МАСТЕРА.Всероссийский смотр вокалистов - выпускников музыкальных вузов (Казань)

Анализируя педагогический метод Ю. Барсова и высокие достижения в его деятельности, приходишь к выводу, что главное заключалось в личности профессора, его высоких человеческих качествах, красоте внутренней и внешней, обаянии, тонкой музыкальности, широкой эрудиции в вопросах литературы, искусства и науки. человеческой мудрости и уважении к людям, к их индивидуальным особенностям, что позволяло раскрыть потенциальные возможности учеников и добиваться настоящего, большого искусства.

Каждый, кто присутствовал на занятиях по специальности, которые вёл Ю. А. Барсов, невольно поражался тем минимальным замечаниям-советам, которые получал ученик. Педагог не суетился, не "выкладывался" перед студентом, но, к удивлению, в том числе и ученика, у него получалось то, чего хотел учитель. Создавалось впечатление, что педагог скрывает от посторонних свои секреты, и что он договорился со студентом и действует по ранее намеченному плану. Но это, естественно, было не так. Видимо, у педагога и студента устанавливалась такая прочная обратная связь, что взгляда, улыбки или какого-то движения руки было достаточно, чтобы ученик понял, чего от него добивается учитель.

В классе царила деловая и уважительная обстановка. Профессор не допускал панибратства и обращался со студентами как со своими коллегами, что возвышало их в собственных глазах и очень помогало в их развитии.

В основе педагогической методики Ю. А. Барсова лежали принципы воспитания голоса, заложенные профессором А. К. Ардером, выпустившим плеяду замечательных оперных певцов во главе с Тийтом Кузиком. Эта метода предполагала одновременное развитие музыкально-художественного и технического начал в становлении певца-музыканта. Подобный принцип лежал в основе метода второго его учителя - профессора Е. Г. Ольховского, под руководством которого Ю. А. Барсов окончил аспирантуру и защитил диссертацию. В его развитии как педагога сыграли большую роль такие крупные личности как Г. Тиц, Н. Шпиллер, Н. Андгуладзе и др. Безусловно, что впитывая мысли и методики замечательных учителей и всех, кто делал что-то интересное, Ю. А. Барсов к расцвету своего творчества представлял яркое индивидуальное начало, стал настоящим мэтром вокального искусства.

Ю. А. Барсов - педагог-музыкант неотделим от исследователя-методиста вокального искусства. Его первые годы работы в Ленинградской консерватории ознаменованы знакомством и дальнейшим сотрудничеством с известным учёным В. П. Морозовым, с которым они вместе трудились в акустической лаборатории консерватории. плодом их совместной работы явилось исследование "Акустико-физиологические и вокально-педагогические аспекты полётности певческого голоса". Глубокий интерес к научным исследованиям, связанных с вокальными проблемами, сблизил Ю. Барсова с другим известным учёным Л.Б. Дмитриевым, общение с которым давало новую пищу для размышлений.Последняя фотография. Ю. А. Барсов со своей женой О. И. Чернавской

Выверяя свой подход к воспитанию певца-музыканта, Ю. Барсов занялся историей русской вокальной музыки, и это привело его к изучению вокально-методических принципов М. И. Глинки. Занимаясь дальше историей отечественного вокального искусства, он обнаружил интересный факт: первая опубликованная "школа пения" связана не с именем А. Варламова, как это считалось ранее, а написана хоровым дирижёром и педагогом пения Г. Ломакиным.  Велика заслуга Барсова как музыкального писателя, автора большого количества научно-методической литературы, редактора, переводчика, рецензента. Упоминавшаяся выше диссертация о Глинке вошла буквально во все методические работы, написанные после её опубликования.

В книге "Вокальные фрагменты", которая задумана самим автором, Ю. А. Барсов поместил все наиболее важные, с его точки зрения, ранее опубликованные работы, свидетельствующие об огромном диапазоне его творческих интересов.

В девяностые годы Ю. А. Барсов разрабатывал интереснейшую область науки - психологию процесса становления вокальных навыков. Блестящее выступление на конференции, впоследствии напечатанное в сборнике "Вопросы вокального образования" (М.,1994) под названием "Креативность личности как необходимое условие для овладения вокальным искусством", воспринимается сегодня как своеобразный итог в исследованиях Мастера.

Личность Ю. Барсова настолько многогранна, что все стороны её трудно охватить в настоящей статье, для этого нужно специальное исследование. Но нельзя обойти стороной его яркое писательское дарование и артистизм, с которым он читал доклады, выступал с рецензиями на конференциях, вёл собрания и т. д.

Ю. Барсов кроме тех высоких человеческих качеств, о которых говорилось выше, обладал изрядным чувством юмора, любил шутку, собирал остроумные истории. Он писал стихи, сочинял музыку.

Разными путями приходят деятели искусства в педагогику, но обычный - через собственное исполнительское искусство,через большой сценический или концертный опыт. Правда, среди вокальных педагогов как и в прошлые эпохи, так и в наши дни, есть небольшая часть людей не певших, или мало певших, но тем не менее очень результативных педагогов. Их имена известны. Это люди, рождённые для педагогической работы, как говорят - педагоги от Бога. К таким персонам относился и Юрий Александрович БАРСОВ.

 

 

 

 

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

banner