Бисероплетение.
История бисера.
Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных.
В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины.
И наконец около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие, с которым как раз тесно связана история бисера. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло.
Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костёр. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезённой с собой соды и разожгли большой костёр. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твёрдым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнём на солнце.
Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.
По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.
Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова "бусра" или "бусер", что означает "фальшивый жемчуг". Когда Египет был завоёван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а после распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть, в Византию.
После взятия Константинополя турецкими войсками. Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера достигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго оставалась центром бисерного производства.
Торговля этим хрупким товаром приносила большие доходы. Но стеклянное производство было не очень безопасным. В мастерских часто вспыхивали пожары, ставшие настоящим бедствием для города. Поэтому в 1221 г. был издан указ, согласно которому мастерские по изготовлению стекла были вынесены из города на остров Мурано. На долгие годы этот остров стал единственным местом изготовления бисера в Европе.
В тот период Венеция снабжала бисером весь известный мир. Купцы развозили его по всем странам. Европейские путешественники обязательно брали его с собой. Аборигенам Африки, Америки, жителям многочисленных островов очень нравились эти стеклянные шарики. Они с удовольствием меняли их на золото. В странах Востока их меняли на пряности и шелка.
Большие доходы порождают большие страсти. Венецианская республика всевозможными способами оберегала тайны изготовления маленьких разноцветных шариков.
Запрещалось вывозить сырьё, чтобы нельзя было установить состав, необходимый для изготовления бисера. Но главными хранителями тайн оставались мастера. К ним применяли политику кнута и пряника: с одной стороны, им давали различные привилегии, а с другой - был издан указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. К мастерам, покинувшим страну и не желавшим вернуться, даже подсылались специальные убийцы.
Многие европейские страны старались разгадать секреты производства бисера, но долгое время им это не удавалось. В XVIII веке мастера Тюрингии изобрели способ изготовления лёгких дутых бус - прообраза современных ёлочных игрушек. А в Богемии научились делать стекло, превосходящее по блеску и твёрдости все ранее известные изделия. Особой популярностью оно пользовалось в конце XVII - начале XVIII веков.
В это же время мощную конкуренцию Венеции составили стеклоделы Богемии (Северная Чехия). Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получило название "лесное стекло". Вместо соды стеклоделы использовали поташ, древесную золу.
Стекло получалось тугоплавким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твёрдостью, легче поддавалось обработке и шлифованию. В результате конкуренции между Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился всё более разнообразным - менялся его размер и цвет: медный, позолоченный, стальной. Чешские мастера выпускали гранёный богемский бисер и покрывали его разноцветными эмалями.
Во Франции в XIX веке стеклярус и бисер считали незаменимыми материалами для отделки траурных платьев. По старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота в первый год траура.
Вот что пишет по этому поводу известный французский литератор Г. Прево в своей книге "Искусство одеваться": "Стеклярус - единственная допустимая модой отделка полутраурных костюмов. Стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь тёмного огня".
Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
Изделия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времён. В скифо-сарматскую эпоху бусы использовали в качестве украшения племена Причерноморья. Любили носить мелкие бусы. напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стеклоделательные мастерские существовали в Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных центрах ремесленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси.
В XVII столетии русские активно использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. В числе товаров, которые везли русские торговцы, почти всегда значились оба эти материала.
Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одежды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились невысоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицынской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.
В это же время были предприняты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Измайлово построили стеклянный завод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки - нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли венецианские стеклоделы. Завод проработал до 1706 года и, к сожалению, наладить производство бисера на этом заводе так и не удалось. Бисер продолжали ввозить в Россию из Европы.
Большой вклад в производство бисера внёс великий русский учёный М.В. Ломоносов своими исследованиями в области теории цвета и многочисленными опытами по получению цветных стёкол для мозаики. Великий учёный просил разрешения на строительство фабрики для "делания" изобретённых им "разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов".
В своих докладах он приводил конкретные данные о ввозе бисера и стекляруса в страну, указав, что бисер и стеклярус "ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи". Только через Санкт-Петербургский порт в 1748 году было ввезено 472 пуда бисера и два пуда с небольшим стекляруса. А в 1752 году бисера было ввезено в четыре раза, а стекляруса - в четырнадцать раз больше.
В 1753 году около Петербурга, в селе Усть-Рудице, началось строительство фабрики. В 1755 году она выпустила первую продукцию. Здесь наладили производство бисера, стекляруса, гранёных камней, стекла для мозаики по особой технологии на оборудовании, придуманном самим учёным. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1766 году фабрика прекратила своё существование. За всё время её работы на ней было произведено около 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера.
До настоящего времени фабричным производством бисера в России больше не занимались, известны лишь ремесленные центры. Продукция этих центров продавалась на знаменитой Нижегородской ярмарке, причём о размахе производства можно судить по оценке готовой продукции - около 100 тысяч рублей.
Изделия таких производств с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. тем не менее основную часть бисера и поныне продолжают ввозить в Россию из Европы.
Развитие бисероплетения.
История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества.
Через украшения человек выражал своё понимание мира. Большой пласт культуры человечества связан с маленькими стеклянными бусинками. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, хранят эти традиции до сих пор.
Нам трудно понять причины, заставлявшие коренных жителей Америки принимать от европейцев стеклянные бусинки и другие безделушки в обмен на золото. Чтобы осознать высокую ценность этих товаров для индейцев, необходимо рассматривать стеклянные бусинки в разрезе их культуры.
Ценность предмета зависит от его восприятия. Европейцы видели в стеклянных бусинках просто капли разноцветного стекла, дешёвый обменный товар. И напротив, бусинки были ценны и очень желанны для коренных американцев.
Эта ценность определялась большим количеством социально-экономических, политических и религиозных факторов. Драгоценности использовались, чтобы показать связь человека со специфической группой. Бусинки утверждали соглашения и помогали сохранять устную традицию. Бусинки участвовали в церемониях танца, исцеления и жертвоприношения.
Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшалось всё: ритуальные пояса, налобные повязки, колыбельки для детей, табакерки. На платье индианки уходило более шести килограммов бисера. По внешнему виду такого костюма, по особенностям орнамента можно было судить о месте жительства человека и его общественном статусе.
Изделия из бисера использовались и в качестве культовых предметов. Русские путешественники описывали, как перед принятием важных решений вожди индейцев перебирали в руках снизки бус.
Прошло время, и разноцветные стеклянные бусинки утратили своё первоначальное значение. Теперь эти изделия используются исключительно в качестве украшений.
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился невысоко: им украшали свою одежду лишь незнатные люди. бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений выполнялась из жемчуга, который в великом множестве добывался в реках. Жемчуг применяли при создании ожерелий, наручень-браслетов и поднизей, им расшивались части народной одежды.
И только с XVIII века начинается широкое использование бисера. Им расшивают оклады икон, украшают покровцы, его подвешивают в качестве кистей, создают из него различные украшения.
В конце XVIII - XIX в. увлечение бисерными ремёслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивки, вязания крючком и спицами.
Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран в России изделия из бисера почти не предназначались для продажи.
Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. Именно так поступили при вышивке мельчайшим бисером трёхметровой обивки дивана, которая хранится в Историческом музее в Москве. Причём наиболее сложные и ответственные участки - вышивку роскошных букетов и птиц - выполняла, по-видимому, сама хозяйка. Крепостным помощницам доверяли вышивку однотонного фона.
На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Изысканный узор и очень мелкий, ровный, разнообразный по цвету материал выдают авторов из обеспеченной среды. Они могли себе позволить приобрести дорогой бисер в нужном количестве, тончайшие английские иголки для него, заграничные трафареты с рисунками.
Тогда большинство рисунков для вышивки и для других рукоделий попадали в Россию из Германии и Франции. И в городах, и в дворянских усадьбах был распространён обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе.
Интересовались бисерным рукоделием и мужчины. Юный Лермонтов в 1827 г. пишет своей тёте Н. А. Шангирей: "Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю (...) бисерный ящик моей работы". А. Б. Мариенгольф упоминает "...ночные туфли, вышитые бисером и купленные ещё в Нижнем Новгороде у рукодела- монаха Печёрского монастыря".
Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при приготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.
Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и в императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведённым на фабрике Ломоносова.
Среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы. Например. чехольчик для мела. Наденешь бисерный чехольчик на мелок - и красиво, и руки не пачкаются. Или грецкий орех, покрытый бисерным орнаментом, - основа для клубка, которую и под нитками-то не видно. Или необыкновенное сооружение - подставка для чепчика.
Очень изобретательны по части нарядных безделушек были наши прапрабабушки. Многие, читая "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, воспринимают как шутку его слова о том. что в доме Маниловых "ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку". Забавная выдумка - "бисерный чехольчик на зубочистку"! Но в Эрмитаже хранится именно этот предмет, связанный крючком в 1820 -1830 гг. И не просто чехольчик. а с премиленьким орнаментом и крышечкой!
Часто бисерные безделушки предназначались мужчинам. Л. Н. Толстой в "Чудаках" пишет: "Алексей Алексеевич. довольный миром, сидел дома в вышитых бисером туфлях и курил трубки". Да и чубук трубки тоже мог быть украшен бисером. У М. Ю. Лермонтова в "Тамбовской казначейше" читаем:
К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук.
В Эрмитаже хранится трубка М. И. Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части которого выполнены дочерьми фельдмаршала. В орнамент вышивки они включили свои имена.
Случалось, в бисерных изделиях красовались и четвероногие друзья, Л. Н. Толстой в повести "Детство" писал:"... в бисерном ошейнике, побрякивая железкой, весело вбежала Милка".
В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX в., когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок. Их произведения сделаны из крупного, тусклого бисера и далеко не так изящны.
Но сколько фантазии и творческой смекалки проявляли мастерицы, создавая свои изделия из подручного материала, соединяя, казалось бы, несовместимое. В ход шло всё, что было под рукой: от жемчуга и экзотических раковин каури до пуговиц, цветных ниток и кусочков ткани. Сейчас трудно представить. как среди многочисленных забот крестьянки умудрялись находить время и силы для того, чтобы украсить себя и свой быт. Ведь хозяйство было почти натуральным: печь затопи, воды принеси, скотину накорми, за детьми присмотри, хлеб испеки, масло сбей, пиво свари, некрашеный пол помой, да ещё огород...
И, прежде чем одежду сшить, надо лён вырастить или шерсть настричь, обработать, нить спрясть, ткань соткать... И несмотря на это, тёмными зимними вечерами при тусклом свете лучины, а позднее керосиновой лампы творили крестьянки чудеса: вышивали полотенца, плели кружева, вязали из бисера бусы-змейки, низали ожерелья. И делали ещё многое такое, что, увидев сегодня в экспозиции русского национального костюма, не знаешь, как назвать и к чему приложить.
Старинные работы так красивы и так не похожи на то, что окружает нас сегодня! Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приёмов, техники исполнения, элементов орнамента придаёт современным вещам необычный колорит.
Использование бисера в народном костюме в России.
Начиная XVIII века. бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, из них плели разнообразные украшения.
Женщины Калужской, Рязанской и Тульской губерний носили на шее колодочки - хлопчатобумажные шнуры, оплетённые разнообразным бисером, и подгорлоки - узкие полоски с геометрическим орнаментом, сплетённые разноцветным бисером, пришитые к узким лентам из ткани, застёгивавшимся сзади на крючок.
Женщины центральных и южных губерний любили носить на шее монисто - нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, пришивавшейся верхним краем к тесьме, застёгивавшейся сзади на пуговицу.
На Алтае популярна была ряска - воротник, сплетённый сеткой из крупного стекляруса, а в Воронежской губернии - прутики, бусы из нескольких рядов нанизанных на конский волос блестящих бусин или крупного бисера.
Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин были перла - нагрудные украшения, сплетённые из речного жемчуга. В праздничный день женщины надевали гайтаны (герданы) - длинные ленты, сплетённые из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь, и на спину.
Одним из самых распространённых украшений были поддушники (гитаны). Они представляли собой красные полоски из ткани, застёгивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной в 30 см и шириной в 3 см, сплетённые из разноцветного бисера, с бахромой на концах.
Не менее популярны были хрестовки - неширокие ленты из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикрепляли медный литой крестик или застеклённый образок. Для каждой губернии были характерны свои цветовые сочетания, которые использовались постоянно.
У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье в дом. Она могла вызвать неурожай, падёж скота, пожар, болезни людей и др. Поэтому особое значение придавалось женским головным уборам (кичкам, кокошникам и др.). Их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами.
Почти все головные уборы имели поднизь - сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти
до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели обычно из белого или прозрачного бисера.
Обязательным элементом народного костюма был пояс. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния злых внешних сил, создавая магический круг.
Обычно с обряда опоясывания начиналось приобщение ребёнка к окружающему миру. Большое значение имел цвет пояса. Наибольшее распространение получили красные пояса, символизирующие силу, долголетие, жизнестойкость. Пояса украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетённую из разноцветного бисера.
Немного об украшениях.
Браслет - кольцеобразное украшение, которое носили женщины и мужчины на руках. реже на ногах, у щиколоток. У германских воинов он был символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII века браслет становится исключительно женским украшением.
Брошь - украшение для дамских платьев или блузок.
Воротник - деталь мужской и женской одежды, появившаяся в XIII веке. Бисерные воротники носят сейчас только женщины. Это, как правило, накладное украшение бывает различной формы и размеров.
Гердан (гайтан) - нагрудное или наспинное народное украшение в виде ленты из разноцветного бисера, концы которой соединены медальоном.
Диадема - неширокая полоска из материи, металла и др., которую носили на голове или лбу мужчины и женщины. Появилась впервые на Востоке, служила символом власти.
Корона - у римлян первоначально лавровый или оливковый венок, который носили на голове уважаемые люди. Позже корона превратилась в символ высшей власти. Представляет собой обруч, украшенный сверху зубцами.
Колье - ожерелье с подвесками.
Медальон - украшение, подвешенное на ленте или цепочке. В медальоны вкладывали фотографии, волосы близких людей и др. Особенно были распространены в эпоху романтизма.
Ожерелье - шейное украшение в виде нити с нанизанными на неё одноцветными или разноцветными камнями, жемчугом, ракушками и др.
Подвески - украшения, к чему-то подвешивающиеся. К ним относятся ушные украшения. брелки и др. Известны с давних времён, использовались как указатели рода, пола, сословия и др.
Пояс - важная деталь в мужской и женской одежде. помещаемая на талии. Пояса были известны уже в бронзовом веке. В средневековье он означал символ чести и целомудрия, женщины сомнительного поведения не имели право его носить. В России, в народном костюме, пояс выполнял обрядовые функции защиты человека от злых сил.
Серьги - украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки. Первоначально серьги были преимущественно мужским украшением, которое позже сохранилось только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. В XIX веке в России серьгу в ухе было принято носить среди военных. До 1917 года серьги в ушах у мужчин сохранились только у казачества. По двум серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей или последнего представителя рода.
Современные рукодельницы используют бисер в различных техниках вязания и плетения: вязание спицами и крючком, макраме, фриволите и др.