Пение без сопровождения
Пение без сопровождения
(a cappella)
Эволюция музыки за последние сто лет почти не отразилась на вокальной педагогике. В наши дни педагог-вокалист пользуется методикой и приёмами середины XIX века.
Мало изменился и учебный материал: одни и те же упражнения и вокализы по-прежнему служат развитию техники голоса. Всё ощутимее становится разрыв между устаревшим учебным материалом и музыкой нашей эпохи.
Развитие слуха у певца, приученного к мажорным трезвучиям и гаммам, тривиальным методическим и гармоническим оборотам, на каком-то этапе приостанавливается. Ему остаётся недоступным современный музыкальный язык.
Работа над произведениями лучших композиторов XX века, такой певец испытывает затруднения. Даже верно проинтонированные фразы кажутся непривычными. Упрёки в адрес композиторов в том, что они якобы не умеют писать "вокально", не могут оправдать беспомощности недостаточно подготовленного исполнителя.
Особые сложности представляет для такого певца исполнение произведений, отрывков, музыкальных фраз, написанных без инструментального сопровождения, когда поддержка аккомпанемента отсутствует и приходится опираться только на свой внутренний слух. Это относится также и к прошлому вокального искусства.
Напомню случай с французским певцом Лери- первым исполнителем партии Хозе в опере "Кармен"- он не мог корректно спеть: "Стой! Кто идёт?.." Известный артист настолько фальшивил, выходил из тональности, что Бизе должен был прибегнуть к помощи фисгармонии, чтобы за сценой поддержать начальные фразы. Немало неожиданностей приносит исполнение песни Любаши "Снаряжай скорей..." в "Царской невесте" Римского-Корсакова и многих арий других, в частности советских, опер.
песня Любаши из оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" в исполнении Тамары Синявской
Молодого певца за время обучения можно подготовить к преодолению этих трудностей. Развитие необходимых навыков строится на определённом методическом принципе, в котором ценные исторически сложившиеся традиции сочетаются с применением нового, современного вокально-педагогического материала.
Актуальность такого принципа далеко не исчерпывается специфической подготовкой к исполнению речитативов, песен, идущих в современных и классических операх без оркестрового сопровождения.
Сольное пение без сопровождения развивает уверенность интонации, самостоятельность певца, необходимую и при выступлениях с оркестром, когда сольная партия не дублируется инструментами или плохо сливается с их звучанием. В условиях современной усложнённой гармонии наличие оркестрового сопровождения не всегда является прямым помощником вокалиста. Вот почему ставится более широкая задача: воспитать певца, свободно владеющего голосом без мелодической или ритмической поддержки оркестра или фортепиано, правильно интонирующего на основе высокоразвитого внутреннего слуха.
Хоровое и сольное пение без инструментального сопровождения широко распространено в русском народном исполнительстве. Крупнейшие оперные артисты пели русские песни без сопровождения, то есть так, как они звучали в народе.
Среди грамафонных записей Шаляпина широко известны "Ноченька", "Эх, ты, Ваня", Не велят Маше за реченьку ходить". Конечно, далеко не каждый может решиться на выступление без аккомпанемента, но если это делается мастерски, то художественное воздействие на слушателя бывает поистине велико - достаточно вспомнить об исполнении Шаляпиным "Дубинушки" или о спиричюэлс в интерпретации американской певицы М. Доббс.
Фёдор Иванович Шаляпин "Дубинушка"
Фёдор Иванович Шаляпин " Ноченька"
Фёдор Иванович Шаляпин "Эх, ты, Ваня"
Фёдор Иванович Шаляпин "Не велят Маше за реченьку ходить"
К сожалению, замечательная традиция такого исполнеения русских народных песен постепенно исчезает. Но она как бы перешла в оперу. Сольное пение без сопровождения часто использовали Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский. Встречается оно и в операх С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ю. Шапорина, Д. Кабалевского.
Педагогическая концепция сольного пения без сопровождения в русской вокальной школе ведёт начало от Глинки. Великий композитор в совершенстве постиг распев, дух народной песни, прекрасно понимал задачи, поставленные отечественной оперной музыкой перед исполнителями. Для О. Петрова (в то время уже признанного оперного артиста) он написал оригинальные "Упражнения" с целью приучить певца к овладению вокально-техническими особенностями русской оперы.
Петров высоко ценил этот педагогический труд и пользовался им на протяжении всей своей долгой славной жизни. Хотелось бы подчеркнуть именно то, что они были задуманы для пения без сопровождения и без подыгрывания (в унисон или октаву) на фортепиано. Ежедневная работа над такими упражнениями приносит огромную пользу не только для выравнивания голоса, но и для музыкального формирования певца: это развивает внутренний слух, оттачивает верность интонации, приучает к самостоятельности.
Вырабатывается ясное внутреннее представление певческого тона, необходимое для каждого профессионального певца высокой квалификации. Именно благодаря "Упражнениям" удалось О. Петрову прийти к вершинам мастерства. Вокально-методические воззрения Глинки обогатили русскую вокальную школу, поставили её на новую, более высокую ступень.
И если некоторые педагоги в настоящее время используют для работы в классе то или иное упражнение Глинки, то при этом часто забывают самое главное: эти упражнения необходимо петь ежедневно и без сопровождения.
Методический принцип воспитания певца, основанный на пении упражнений и другого учебного материала без подыгрывания (в унисон или октаву) на инструменте должен быть возрождён и признан. До сих пор принцип этот используется в повседневной работе лишь немногими педагогами.
Нетрудно представить, как реагировал бы любой педагог-скрипач на то, что его ученику подыгрывают на фортепиано в унисон все упражнения и гаммы! Но почему-то никто не возмущается, когда это делают во многих вокальных классах, причём очень громко, чуть ли не заглушая голос...
Следует как можно меньше подыгрывать певцу его партию при разучивании нового репертуара. Иногда концертмейстер, ободряемый педагогом, играет мелодию (вокальную строчку) даже в тех аккомпанементах, где она совершенно не предусмотрена автором. А вокалист постепенно привыкает к этому и уже не может петь без искусственно созданной поддержки. Стоит на мгновение прекратить подыгрывание, как он в недоумении останавливается...
К чему же приводит подобная система, когда разучивание ведётся при помощи подыгрывания? На сцене певцу не хватает привычной поддержки, нет внешнего импульса, по которому он привык во время занятий подстраивать свой голос (звуки мелодии в сопровождении). Появляется растерянность, фальшь. Страдает не только вокально-техническая, но и художественная сторона исполнения.
Кроме того, постоянное подыгрывание мелодии лишает певца возможности чисто интонировать, то есть петь с "абсолютной" точностью. Безупречная интонация воспитывается при пении без сопровождения на фортепиано в связи с развитием слуха, внутреннего представления о певческом тоне.
Выводы
Надо по возможности отказаться от подыгрывания вокальных упражнений в унисон или октаву на фортепиано, заставить певца петь самостоятельно, добиваясь чистоты интонации. Чаще использовать в классной работе речитативы, отдельные фразы и песни из опер без сопровождения. Смелее включать для этой цели современную музыку. Применять в качестве удобного материала русские народные песни, не требующие сопровождения. Строго следить, чтобы вокализы и другие музыкальные произведения, не имеющие мелодической поддержки в аккомпанементе, с самого начала исполнялись без специального подыгрывания мелодии, то есть с тем сопровождением, которое они имеют.
В классе полезно время от времени пропевать без мелодического сопровождения даже те произведения, в которых оно имеется в аккомпанементе. Это заставит учащегося самостоятельно "лепить" музыкальную фразу и в дальнейшем придаст большую уверенность его интерпретации.
В настоящее время учебный материал для сольного пения приходится подбирать из оперных клавиров, сборников народных песен, различных "школ". Думается, необходимо издать специальное пособие, где оперные речитативы, запевы, народные песни и упражнения для развития голоса были бы систематизированы по методической направленности. Это оказало бы серьёзную помощь в воспитании вокалистов.
На Вашем сайте много интересных и познавательных статей! Не останавливайтесь, знакомьте нас, своих читателей с великим миром музыки! Ждем новых публикаций!
Спасибо Вам, Ольга, за Вашу поддержку. Я постараюсь оправдать Ваши ожидания.
А cappella — красивое слово и мелодичное содержание. Статья очень познавательная, но удивила концовка… «необходимо издать специальное пособие, где оперные речитативы, запевы, народные песни и упражнения для развития голоса были бы систематизированы по методической направленности.»
Мне казалось, что подобные материалы систематизируются специальными комиссиями и отделами при министерствах Культуры всех стран, но, как видно, я в этом ошибался.
И, тем не менее, главное все же голос. Тамара Синявская любима всеми моими старшими родственниками и мною, в том числе. Шаляпин очаровывает и завораживает мощью и архаичностью, выраженной в своей неповторимости. Фонограммы превосходные. На такое чудо творения человеческого, увы, выпадает самая малая толика времени, отведенного для восприятия настоящего искусства. Наверняка, Оля, у Вас имеются записи собственного акапельного исполнения или своих учеников. С удовольствием бы послушал.
Спасибо!