Эклектика

всё для творческих людей

Первые русские вокально-педагогические труды и их историческое значение

Июль4
М. И. Глинка

М. И. Глинка

 Первым печатным вокально-педагогическим трудом  считается " Полная школа пения"  Варламова, изданная в 1840 году. Труды Г. Ломакина и         Ф. Евсеева, увидевшие свет ранее, нигде не упоминаются.

Русская вокальная школа, отличающаяся своими самобытными исполнительскими принципами, характером произношения слова и оформления звука, существовала много веков. Однако поднялась она до уровня классики только в 30-е годы 19 века, когда свет рампы увидела первая русская классическая опера, исполненная русскими певцами. Она была подготовлена русскими педагогами. В творчестве этих певцов впервые в столь завершённой форме воплотились принципы естественности, правдивости, реализма, характерные для русской школы пения.

В эти же годы М. Глинка написал "Упражнения" для О. Петрова (1835-1836), "Семь этюдов для контральто" (1830) и "Шесть этюдов" (1833); вышла в свет "Школа для пения" Ф. Евсеева (1838), подготовлена к изданию "полная школа пения" А. Варламова. Таким образом, методические принципы русской школы получили своё литературное оформление. Мы имеем все основания говорить о возникновении в начале 19 века самостоятельного направления - русская классическая вокальная школа.

Наряду с упомянутыми трудами Глинки и Варламова, особое историческое значение имеют книги Г. Ломакина, изданные в 1837 году. Это "Методика пения, содержащая начала музыки, правила пения, гаммы в различных тонах, интервалы, вокализации и необходимые уроки с басом, и сольфеджио из лучших опер для одного, двух, трёх и четырёх голосов, и фуги с аккомпанементом пианофорте" и "Методика пения, содержащая гаммы в различных тонах и делениях, интервалы. вокализации. Содержание этих книг представляет огромный интерес: это подлинные памятники, отразившие методические традиции прошлого и не утратившие практической ценности в наши дни.

Впервые в отечественной литературе в "Методах пения" сказано о пении как об искусстве, которому необходимо обучаться по специальной "методе" под руководством опытного педагога: "Кто хочет обработать голос и петь совершенно...пусть изучают методы знаменитых учителей". Аналогичную мысль встречаем у Варламова: "Пение требует особенных занятий и образования, потому что в естественном состоянии эта способность имеет мало приятности". Глинка в "Упражнениях" тоже даёт конкретные указания " по своей методе", которые приводят к выработке аналогичных свойств голоса.

Большое внимание в трудах Ломакина уделяется тембральным особенностям певческого голоса и установкам, направленным на их выработку. Русские певческие традиции (профессиональные и народные) свидетельствуют о внимании к красоте тембра, к выработке палитры интонационных выразительных средств.

На основе эстетических воззрений о красоте тембра сформировался и укрепился признанный концентрический метод развития голоса . Эти традиции 30-х годов позапрошлого столетия -  "начинать...  с центральных звуков (диапазона), не требующих  при воспроизведении больших усилий", - живы и в наши дни.

Для русской вокально-исполнительской школы и педагогики характерно особое отношение к слову, которое должно быть чётким и психологически окрашенным. В "Методе пения" Ломакин пишет: "Главное правило в пении - выговаривать ясно слова. Худое произношение слов может сделать вокальную музыку совершенно непонятною. Какое удовольствие может певец доставить слушателю, когда выговор слов не ясен?"

Хорошо известна позиция Глинки, который тоже любил в пении слышать каждое слово, сказанное чисто, явственно и верно по положению, то есть окрашенное смыслом фразы. Варламов считал, что "правильный выговор ноты и слога" придаёт пению больше ясности и силы, нежели всевозможные мышечные напряжения. Развитие этих традиций русской вокальной школы прослеживается и в наши дни. Ясное, чёткое произношение слова и правдивая, красочная интонация всегда находятся в поле зрения каждого вокального педагога.

Характерной чертой вокальной педагогики 30-х годов 19 века является неразрывная связь между музыкальным и техническим развитием в процессе воспитания певца. Ломакин по этому поводу пишет: " Невозможно выучить хорошо и правильно петь, не дав предварительно ученикам ясного понятия об основных правилах музыки". Он советует сначала обучать певца музыкальной грамоте, сольфеджио и только по прошествии полугода приступать к вокализации.

Ломакин , как и Глинка, считает главным условием для успешного овладения вокальным искусством наличие тонкого музыкального слуха. В " Методах пения" ясно определены задачи педагога по развитию музыкального слуха: " Учитель должен довести своего ученика до того, чтобы он мог без инструмента петь чисто все гаммы и интервалы и узнавать, который секунда, терция, кварта и пр. в каждом тоне: тогда он будет петь основательно, а не по слуху", то есть без "натаскивания" ( с чем приходится и в настоящее время иногда встречаться в художественной самодеятельности).

В частности, для развития слуха Ломакин большое значение придаёт пению гамм, причём не в том виде, как это принято в настоящее время, транспонируя их по полутонам вверх и вниз, а строго в тональностях. Примечательно, что Ломакин в своих вокальных упражнениях отказался от традиционного гармонического сопровождения аккордами.  Второй голос в упражнениях представлен контрапунктирующей мелодией,  которая может быть спета или исполнена на музыкальном инструменте. Глинка также не писал аккомпанемента для вокальных упражнений, в чём нетрудно усмотреть определённую закономерность: ведь русские народные песни, за исключением плясовых, обычно исполнялись без инструментального сопровождения. Хоровое пение развивалось в стиле a cappela. Методический принцип сольного пения без инструментального сопровождения в наши дни получил научно-теоретическое обоснование, он сохраняет свою практическую ценность и эффективность.

В первых русских учебно-методических трудах освещаются проблемы вокализации, регистров певческих голосов и многие другие вопросы техники пения. Ломакин, в частности, уделяет особое внимание правильной организации певческого дыхания, о чём в " Методах пения" сказано: " Кто не владеет своим дыханием, тот не может быть искусным певцом". Такое категоричное заявление может быть расценено как весьма оригинальное для своего времени, потому что тезис " искусство пения - это искусство дыхания" был выдвинут вокальной педагогикой лишь во второй половине 19 века.

Как истинные представители русской школы, авторы первых учебно-методических трудов требовали от своих учеников задушевности, искренности и высокой эмоциональности исполнения. Ломакин утверждает, что певец должен овладеть " чувством", " теплотой души" . Варламов также писал о непосредственном влиянии " состояния души" на голосовой аппарат, а искусство пения считал "языком сердца, чувства и страсти".

К исполнению художественного репертуара Г. Ломакин советует приступать после года успешных занятий под руководством педагога, начинать с произведений, написанных в медленном темпе, с высокими художественными достоинствами, особенно с классических арий, песен, романсов.

Принципы русской вокальной педагогики, сформировавшиеся в 30-е годы 19 века, получили своё дальнейшее развитие в деятельности отечественных педагогов последующих поколений, воспитавших плеяду выдающихся певцов русской школы.

Романсы М.И.Глинки в исполнении знаменитых певцов

М И. Глинка " Северная звезда"

М.И. Глинка "Горько, горько мне"

М.И. Глинка "Бедный певец"

М.И.Глинка "Дубрава шумит"

М.И. Глинка "Ах ты ночь ли, ноченька"

М.И. Глинка "Адель"

М.И.Глинка "Как сладко с тобою мне быть"

М.И. Глинка " Не говори, что сердцу больно"

М.И. Глинка "Не искушай меня без нужды"

М.И. Глинка "Ночь осенняя"

М.И. Глинка " Память сердца"

М.И. Глинка " Победиттель"

М.И. Глинка "Прости меня, прости"

М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье"

 

6 комментариев to

“Первые русские вокально-педагогические труды и их историческое значение”

  1. 17 июня, 2013 at 3:43 дп      Ответить Николай Says:

    Здравствуйте, Вас интересует дополнительный заработок, смотрите заметку «Рублик» на сайте http://posidelki2011.ru


  2. 18 июня, 2013 at 1:00 пп      Ответить Андрей Says:

    Здравствуйте, Ольга! У меня к Вам есть предложение, которое поможет не только привлечь еще больше посетителей на ваш сайт, но и позволит дополнительно зарабатывать 100-200$ в неделю. Если вас интересуют подробности, свяжитесь со мной по skype: andrey212751
    С уважением, Андрей.


  3. 18 июня, 2013 at 11:17 пп      Ответить Татьяна анина Says:

    Привет! Я тоже ученица школы Старт-ап. Интересную тему выбрали для своего сайта) Заходите в гости, буду рада) Я пишу о некоторых настройках вордпресса для вашего удобства, также могу помочь если возникнут вопросы!

    Также предлагаю взаимную поддержку (подписка на рассылку и комментирование новых статей, подписка на ютуб-если есть). Жду Вас в гости! http://tatianaanina.ru/


    • 30 июня, 2013 at 2:58 пп      Ответить admin Says:

      Спасибо, Танечка. Я с удовольствием посетила Ваш сайт и он мне очень понравился. Я даже установила предлагаемый Вами плагин.


  4. 30 июня, 2013 at 5:36 дп      Ответить Александр Says:

    Желаю вашему молодому сайту развития и процветания.Тема интересная и нужная!


Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

col-03-bottom

ivph

Партнерская программа 40%!
Турбо Битрикс. Сверхмощные тарифы виртуального хостинга

poleznosti