Первые русские вокально-педагогические труды и их историческое значение
Первым печатным вокально-педагогическим трудом считается " Полная школа пения" Варламова, изданная в 1840 году. Труды Г. Ломакина и Ф. Евсеева, увидевшие свет ранее, нигде не упоминаются.
Русская вокальная школа, отличающаяся своими самобытными исполнительскими принципами, характером произношения слова и оформления звука, существовала много веков. Однако поднялась она до уровня классики только в 30-е годы 19 века, когда свет рампы увидела первая русская классическая опера, исполненная русскими певцами. Она была подготовлена русскими педагогами. В творчестве этих певцов впервые в столь завершённой форме воплотились принципы естественности, правдивости, реализма, характерные для русской школы пения.
В эти же годы М. Глинка написал "Упражнения" для О. Петрова (1835-1836), "Семь этюдов для контральто" (1830) и "Шесть этюдов" (1833); вышла в свет "Школа для пения" Ф. Евсеева (1838), подготовлена к изданию "полная школа пения" А. Варламова. Таким образом, методические принципы русской школы получили своё литературное оформление. Мы имеем все основания говорить о возникновении в начале 19 века самостоятельного направления - русская классическая вокальная школа.
Наряду с упомянутыми трудами Глинки и Варламова, особое историческое значение имеют книги Г. Ломакина, изданные в 1837 году. Это "Методика пения, содержащая начала музыки, правила пения, гаммы в различных тонах, интервалы, вокализации и необходимые уроки с басом, и сольфеджио из лучших опер для одного, двух, трёх и четырёх голосов, и фуги с аккомпанементом пианофорте" и "Методика пения, содержащая гаммы в различных тонах и делениях, интервалы. вокализации. Содержание этих книг представляет огромный интерес: это подлинные памятники, отразившие методические традиции прошлого и не утратившие практической ценности в наши дни.
Впервые в отечественной литературе в "Методах пения" сказано о пении как об искусстве, которому необходимо обучаться по специальной "методе" под руководством опытного педагога: "Кто хочет обработать голос и петь совершенно...пусть изучают методы знаменитых учителей". Аналогичную мысль встречаем у Варламова: "Пение требует особенных занятий и образования, потому что в естественном состоянии эта способность имеет мало приятности". Глинка в "Упражнениях" тоже даёт конкретные указания " по своей методе", которые приводят к выработке аналогичных свойств голоса.
Большое внимание в трудах Ломакина уделяется тембральным особенностям певческого голоса и установкам, направленным на их выработку. Русские певческие традиции (профессиональные и народные) свидетельствуют о внимании к красоте тембра, к выработке палитры интонационных выразительных средств.
На основе эстетических воззрений о красоте тембра сформировался и укрепился признанный концентрический метод развития голоса . Эти традиции 30-х годов позапрошлого столетия - "начинать... с центральных звуков (диапазона), не требующих при воспроизведении больших усилий", - живы и в наши дни.
Для русской вокально-исполнительской школы и педагогики характерно особое отношение к слову, которое должно быть чётким и психологически окрашенным. В "Методе пения" Ломакин пишет: "Главное правило в пении - выговаривать ясно слова. Худое произношение слов может сделать вокальную музыку совершенно непонятною. Какое удовольствие может певец доставить слушателю, когда выговор слов не ясен?"
Хорошо известна позиция Глинки, который тоже любил в пении слышать каждое слово, сказанное чисто, явственно и верно по положению, то есть окрашенное смыслом фразы. Варламов считал, что "правильный выговор ноты и слога" придаёт пению больше ясности и силы, нежели всевозможные мышечные напряжения. Развитие этих традиций русской вокальной школы прослеживается и в наши дни. Ясное, чёткое произношение слова и правдивая, красочная интонация всегда находятся в поле зрения каждого вокального педагога.
Характерной чертой вокальной педагогики 30-х годов 19 века является неразрывная связь между музыкальным и техническим развитием в процессе воспитания певца. Ломакин по этому поводу пишет: " Невозможно выучить хорошо и правильно петь, не дав предварительно ученикам ясного понятия об основных правилах музыки". Он советует сначала обучать певца музыкальной грамоте, сольфеджио и только по прошествии полугода приступать к вокализации.
Ломакин , как и Глинка, считает главным условием для успешного овладения вокальным искусством наличие тонкого музыкального слуха. В " Методах пения" ясно определены задачи педагога по развитию музыкального слуха: " Учитель должен довести своего ученика до того, чтобы он мог без инструмента петь чисто все гаммы и интервалы и узнавать, который секунда, терция, кварта и пр. в каждом тоне: тогда он будет петь основательно, а не по слуху", то есть без "натаскивания" ( с чем приходится и в настоящее время иногда встречаться в художественной самодеятельности).
В частности, для развития слуха Ломакин большое значение придаёт пению гамм, причём не в том виде, как это принято в настоящее время, транспонируя их по полутонам вверх и вниз, а строго в тональностях. Примечательно, что Ломакин в своих вокальных упражнениях отказался от традиционного гармонического сопровождения аккордами. Второй голос в упражнениях представлен контрапунктирующей мелодией, которая может быть спета или исполнена на музыкальном инструменте. Глинка также не писал аккомпанемента для вокальных упражнений, в чём нетрудно усмотреть определённую закономерность: ведь русские народные песни, за исключением плясовых, обычно исполнялись без инструментального сопровождения. Хоровое пение развивалось в стиле a cappela. Методический принцип сольного пения без инструментального сопровождения в наши дни получил научно-теоретическое обоснование, он сохраняет свою практическую ценность и эффективность.
В первых русских учебно-методических трудах освещаются проблемы вокализации, регистров певческих голосов и многие другие вопросы техники пения. Ломакин, в частности, уделяет особое внимание правильной организации певческого дыхания, о чём в " Методах пения" сказано: " Кто не владеет своим дыханием, тот не может быть искусным певцом". Такое категоричное заявление может быть расценено как весьма оригинальное для своего времени, потому что тезис " искусство пения - это искусство дыхания" был выдвинут вокальной педагогикой лишь во второй половине 19 века.
Как истинные представители русской школы, авторы первых учебно-методических трудов требовали от своих учеников задушевности, искренности и высокой эмоциональности исполнения. Ломакин утверждает, что певец должен овладеть " чувством", " теплотой души" . Варламов также писал о непосредственном влиянии " состояния души" на голосовой аппарат, а искусство пения считал "языком сердца, чувства и страсти".
К исполнению художественного репертуара Г. Ломакин советует приступать после года успешных занятий под руководством педагога, начинать с произведений, написанных в медленном темпе, с высокими художественными достоинствами, особенно с классических арий, песен, романсов.
Принципы русской вокальной педагогики, сформировавшиеся в 30-е годы 19 века, получили своё дальнейшее развитие в деятельности отечественных педагогов последующих поколений, воспитавших плеяду выдающихся певцов русской школы.
Романсы М.И.Глинки в исполнении знаменитых певцов
М И. Глинка " Северная звезда"
М.И. Глинка "Горько, горько мне"
М.И. Глинка "Ах ты ночь ли, ноченька"
М.И.Глинка "Как сладко с тобою мне быть"
М.И. Глинка " Не говори, что сердцу больно"
М.И. Глинка "Не искушай меня без нужды"
М.И. Глинка "Прости меня, прости"
М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье"
Здравствуйте, Вас интересует дополнительный заработок, смотрите заметку «Рублик» на сайтеhttp://posidelki2011.ru
Здравствуйте, Ольга! У меня к Вам есть предложение, которое поможет не только привлечь еще больше посетителей на ваш сайт, но и позволит дополнительно зарабатывать 100-200$ в неделю. Если вас интересуют подробности, свяжитесь со мной по skype: andrey212751
С уважением, Андрей.
Привет! Я тоже ученица школы Старт-ап. Интересную тему выбрали для своего сайта) Заходите в гости, буду рада) Я пишу о некоторых настройках вордпресса для вашего удобства, также могу помочь если возникнут вопросы!
Также предлагаю взаимную поддержку (подписка на рассылку и комментирование новых статей, подписка на ютуб-если есть). Жду Вас в гости!http://tatianaanina.ru/
Спасибо, Танечка. Я с удовольствием посетила Ваш сайт и он мне очень понравился. Я даже установила предлагаемый Вами плагин.
Желаю вашему молодому сайту развития и процветания.Тема интересная и нужная!
Спасибо, Александр.