Воспитание нравственности
Какого человека мы считаем нравственным? Наверное, доброго, милосердного, самоотверженного, ответственного, трудолюбивого, искреннего... Все эти качества входят в понятие христианин. Искренняя, не запуганная правдивость, - читаем мы в книге Софьи Куломзиной "Семья - малая церковь", - одно из самых драгоценных качеств, которое делается семейной атмосферой.
Лживость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствий какого-нибудь проступка, но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей - требовать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется...
Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать чтобы ребёнок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно,чтобы любил тех, кого любят родители".
Это правило - основа для того, чтобы ребёнок не вырос лживым, озлобленным, эгоистичным и упрямым или, напротив, вялым, неспособным к собственному суждению, безответственным. Особое родительское умение требуется, чтобы воспитать у сына или дочери главные христианские качества - смирение и самопожертвование. И здесь в первую очередь не обойтись без родительского примера. Важно, чтобы ребёнок как можно раньше понял - надо делать то, что правильно, а не то, что хочется. При этом он в конце концов должен сам осознавать правильность и необходимость родительских требований, и тогда соблюдение дисциплины будет обусловлено свободным нравственным выбором.
Между тем, пока ребёнок маленький, пока он признаёт безоговорочный авторитет родителей, достаточно ограничиваться просто замечанием: "Этого делать нельзя, потому что это плохо" или, напротив: "Это - очень хорошо!", не пускаясь в длинные рассуждения, не читая морали.
В 3 -4 года, когда дети склонны к наибольшему проявлению любви к родителям и подражанию им, родительский пример особенно важен.
Когда ребёнок начнёт умственно созревать, научится сопоставлять факты (ближе к 7 - 9 годам), мыслить абстрактно, тогда можно попытаться вести с ним беседы о морали и доброте вообще, о духовной сути человеческих поступков. Ребёнок скоро поймёт, что в мире существует реальное зло, столкнётся с ним. Он может огорчиться из-за того, что не все верующие люди, которых он знает, соответствуют тому, что сами проповедуют, и задастся вопросом: почему окружающие ведут себя не так, как заповедал Господь? Взрослые должны объяснить, не допуская ни тени осуждения, что эти люди ошибаются: плох не человек, а его греховный поступок. О себе ребёнок тоже не должен слышать, что он "плохой", "жадный", "ленивый". Повторю: оценивать надо не человека, а его поступки.
Как нужно воспитывать смирение? Воспитание смирения - это достаточно тонкий вопрос. Затюканный домашними или сверстниками ребёнок - не значит смиренный. Для примера: строгая мать, с пелёнок державшая сына "в железных рукавицах", была уверена, что он вырос покладистым, дисциплинированным юношей. Каково же было её удивление, когда сына призвали в армию и там, наконец-то вырвавшись из-под материнской опеки, он распоясался, не страшась никаких наказаний, принялся поражать окружающих поступками, выходящими за грани нормы!
Ребёнок же, безответно обижаемый сверстниками, только подтвердит прочно устоявшееся в безбожной среде ложное представление о христианах как слабых, никчемных людях, с которыми можно делать всё что угодно.
Так какого же ребёнка можно назвать смиренным? Такого, который, осознав собственное я, поймёт, что это я - не главное в мире. Родители должны постараться привить ему это понимание, хотя поначалу это будет не слишком-то получаться: в первые годы жизни ребёнок склонен жить только своими нуждами и интересами. Поэтому чересчур высокие требования предъявлять к нему не стоит. Но всё-таки нужно как можно раньше объяснять ребёнку то, что рядом есть другие люди, которые тоже испытывают боль, печаль, усталость, - и это найдёт отзвук, сочувствие в детской душе. Ребёнок должен не только слышать о сострадании, но и видеть, чувствовать его в своей семье по отношению друг к другу и даже к посторонним людям.
Смиренный ребёнок, ощущая большую любовь, заботу, ласку своих родителей, проявит ответную любовь делом: не станет шуметь, если уставший отец лёг отдохнуть; не будет приставать к матери, когда она кормит маленького братика или сестричку, или к старшим детям, когда те готовят уроки; будет стремиться помогать по мере сил всем членам семьи, заботиться о них, радовать их, делать им подарки. Воспитание трудолюбия важно и для мальчиков, и для девочек: мальчик никогда не должен стесняться подмести пол, помыть посуду, что-то постирать, помогая матери.
Если с самого детства родители разумно воспитывали своего малыша, побуждая его к бережному, внимательному отношению к другим людям, такое отношение впоследствии перейдёт и на окружающих.
Интересная статья о нравственности,в наше время как раз мало внимания уделяется воспитанию нравственности. Статья заставила задуматься лишний раз.
Спасибо, Александр. Очень приятно, когда современный мужчина так думает.
Очень интересная статья, с нетерпеннием жду новых интересных поучитильных статей.
Спасибо, Алла. Постараюсь оправдать Ваши надежды.
Мда, чтобы воспитать смиренного ребёнка, нужно усвоить ему весь спектр христианской морали. Очень тяжело и доступно только тем, кто действительно идёт по христианскому пути.
Весь процесс православного воспитания можно свести к следующему изречению: «Не тревожься о том, что дети тебя не слушают; тревожься о том, что они за тобой наблюдают.»
Роберт Фулем
Правильная статья, я разделяю ваше мнение. Но как показывает практика всё значительно сложнеё. Жду следующих публикаций!
Да, Вы правы Александр, перевоспитать себя значительно сложнее, чем рассуждать на эту тему.